Становятся ли смарт-терминалы полностью похожими
Еще года три назад смарт-терминалы достаточно редко встречались на рабочем месте кассира, а сегодня они широко распространены в торговле, при оказании услуг, на предприятиях общепита, в гостиничном бизнесе.
Смарт-терминалы позволяют упростить и ускорить обслуживание покупателей, автоматизировать некоторые кассовые операции, и, по сути, функционально стали заменой громоздких и более дорогих POS-систем. Внешне они напоминают планшет со встроенным печатающим чеки устройством. Применяют их в тех местах, где раньше часто использовали автономные кассы.
Формула смарт-терминала: планшет + чекопечатающее устройство
Но если все смарт-терминалы нужны для одной цели и выполняют схожие операции, станут ли все модели в итоге похожими друг на друга внешне и функционально?
Чем смарт-терминалы похожи друг на друга?
Появление и активное внедрение смарт-терминалов стало следствием технического прогресса: в небольшом устройстве получилось вместить достаточно мощную начинку, которая позволяет работать с современным ПО для кассовых узлов. Эти устройства соответствуют требованиям российского законодательства, предъявляемым к контрольно-кассовой технике. Согласно закону № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» с 2017 года кассы должны иметь фискальный накопитель (ФН) и передавать в режиме реального времени информацию о продажах в Федеральную налоговую службу через оператора фискальных данных (ОФД).
Учет опыта других производителей можно видеть на примере смарт-терминала «Кассатка 7» , который по форм-фактору напоминает «Эвотор 5» – но отличается от него увеличенным семидюймовым экраном
Все больше производителей контрольно-кассовой техники выпускают на рынок новые модели. Может показаться, что они выпускают похожие модели.
- Основные функции. Смарт-терминалы при всех наличных и безналичных расчетах формируют чек, который сохраняется в ФН, а затем передается в налоговые органы через ОФД. Во всех моделях есть подбор товаров или услуг через меню при оформлении чека, есть основные функции товароучета, они формируют отчеты в начале и конце смены, имеют встроенные средства настройки и диагностики. У всех смарт-терминалов должен быть набор базовых функций, чтобы они могли соответствовать требованиям российского законодательства.
- Учет чужого опыта. Производители всегда отслеживают удачные решения конкурентов, и со временем похожие модернизации, с некоторыми изменениями, появляются у них. Здесь нет простого копирования чужих идей, но общие подходы к реализации «железа» и ПО можно проследить. Так, смарт-терминал «Эвотор 7.2 с возможностью настройки, управления и товароучетом в облачном сервисе стал пользоваться повышенным спросом у представителей малого и среднего бизнеса при «второй» волне внедрения онлайн-касс. Вскоре на рынке появились модели со сходным форм-фактором и личным кабинетом в облачном сервисе: «Кассатка», «Нева», «Мещера».
Чем смарт-терминалы различаются
Если рассматривать отличия смарт-терминалов от разных производителей, то речь пойдет не только и не столько о разнице в дизайне, оформлении рабочего стола (размере и форме иконок, их цвете, компоновке). Сейчас отличие заключается в сервисе, который может предложить производитель – включенном в ПО на самом терминале, в дополнительных функциях и возможностях личного кабинета в облачном сервисе. Например:
- операции с маркированными товарами;
- расширенные отчеты;
- более углубленный товароучет в личном кабинете;
- настройка программного обеспечения под определенный вид бизнеса;
- расширенные возможность настройки учетных записей пользователей и их прав доступа;
- разные возможности по реализации систем лояльности.
Хотя производители подмечают удачные решения конкурентов, они стремятся сохранить индивидуальность своей продукции. Эти отличия могут заключаться в некоторых конструктивных особенностях моделей, в программном обеспечении самого смарт-терминала и личного кабинета в облачном сервисе.
Пользователи уже привыкли к работе с личным кабинетом в облачном сервисе, но возможности облачного сервиса у разных производителей бывают разными. Например, далеко не у всех моделей есть возможность поддержки нескольких юридических лиц, работы с персоналом, управления несколькими рабочими точками или складами. Количество предоставляемых возможностей зависит от стоимости подписки (если сервис платный) или от приложений, на которые оформлена подписка.
Расширение функционала «Эвотор» основано на покупке дополнительных приложений
Можно привести несколько примеров. ПО и личный кабинет «Эвотора» предоставляют базовые возможности работы с кассой и товароучета бесплатно. При необходимости можно расширить возможности смарт-терминала и товароучета: маркировка, ЕГАИС, подключение нового оборудования с помощью приобретения подписки на соответствующие приложения.
У смарт-терминалов «Сигма» (производитель «Атол») есть только платная подписка на облачный сервис, возможности которого зависят от стоимости приобретаемой подписки.
У смарт-терминала «Кассатка» доступ в личный кабинет бесплатный, сразу предоставляются все его возможности. Расширить функционал возможно с помощью приложений, часть из которых платная.
Личный кабинет смарт-терминала «Нева» предоставляет минимальный набор функций при оформлении бесплатной подписки. Если необходимо получить доступ ко всем функциям личного кабинета, необходима платная подписка.
Смарт-терминал «Нева-01-Ф» похож на «Кассатку», но только внешне
Цель одна – задачи разные
Работа со смарт-терминалом не вызывает затруднений у пользователя: она во многом легче, чем работа на автономном кассовом аппарате. Понятное меню, подсказки по работе, возможность получить помощь от техподдержки прямо на экране значительно упрощают работу кассиру.
Чтобы обычному пользователю разобраться с настройкой смарт-терминала, подключением к личному кабинету, вводом данных о товарах или торговых точках, достаточно знаний, которые он приобрел при обращении с обычными смартфонами или планшетами. Специалист может понадобиться только для реализации нестандартных решений.
Модели смарт-терминалов одного производителя («Эвотор») визуально различаются
Поэтому уже сейчас пользователи не испытывают особых затруднений при использовании разных моделей подобной техники. Приход к одному «стандарту» смарт-терминалов еще больше упрощает ситуацию: при смене модели или марки обучаться работе на нем с «нуля» не надо – достаточно понять отличия в работе того или иного терминала.
Заключение
Что дальше? По какому пути развития пойдут производители смарт-терминалов?
Производители, скорее всего, сосредоточат усилия на совершенствовании двух направлений: попытаются превзойти конкурентов в удобстве использования техники и в ее функциональности.
В отношении внешнего вида, расположения элементов управления, доступа к принтеру и всего, что относится к удобству эксплуатации смарт-терминала, унификация видна уже сейчас. У моделей разных производителей довольно много схожих элементов.
Но смарт-терминалы, скорее всего, не станут копиями друг друга. Различные модели разных производителей всегда будут различаться сервисом, предоставляемым на терминале и в облаке, возможностями работы с внешним оборудованием, и, прежде всего, ценой. У пользователей всегда будут критерии для выбора нужной им модели.
Приведем такую аналогию. Все легковые автомобили используются для одной цели, у всех есть четыре колеса, двигатель и руль. Но сказать, что это унифицированная продукция, нельзя. Между автомобилями разных марок – даже между моделями одного производителя есть множество различий. Так и со смарт-терминалами: они нужны для одной цели, выполняют одинаковые задачи, но не станут близнецами.